Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус пользователей — профессионалов и любителей — а также рынка сместился в сторону беззеркалок, просто глупо. И странно, что самыми последними представили свои беззеркальные полнокадровые камеры тяжеловесы индустрии. В конце 2018 года Nikon под громким лозунгом Mirrorless reinvented выпустил свои первые беззеркальные полнокадровые камеры.
Произвести впечатление в Nikon решили, выпустив в свет сразу две полнокадровые камеры – одну со сравнительно небольшой по разрешению матрицей и приемлемой ценой Nikon Z6 и впечатляющую по разрешению более дорогую Nikon Z7. В этом тесте мы рассмотрим старшую модель Nikon Z7 и посмотрим, каким же образом Nikon попытались заново изобрести беззеркальные камеры.
Текст и фото: Антон Агарков
Галерея фотографий Nikon Z7
- Корпус и эргономика
- Видоискатель и экран
- Новый байонет и объективы
- Nikon Z7. Съемка со сдвигом фокуса
- Матрица и процессор
- Nikon Z7. Вечерняя съемка
- Nikon Z7. Дневная съемка
- Nikon Z7. ISO — четкость изображения
- Nikon Z7. Активный D-Lighting
- Nikon Z7. Picture Control
- Автофокусировка и скоростная съемка
- Nikon Z7. Серийная съемка — CL
- Nikon Z7. Серийная съемка — CH
- Съемка видео
- Столкновение миров. Сравнение с зеркалками.
- Выводы
- Nikon Z7. Особенности камеры
Корпус и эргономика
Камера легкая, обрезиненная, (говорят, Nikon наконец-то отказались от натурального каучука, и теперь накладки не будут отрываться), с глубоким хватом. Причем, резина у камеры не только снаружи, но и внутри — кнопка защищена от попадания влаги и пыли не хуже, чем у Nikon D850. Сам же корпус сделан из магниевого сплава и при небольшом весе должен выдерживать существенные механические нагрузки.
Корпус камеры невысокий настолько, что на хвате не умещается мизинец. Вначале меня это расстроило, но потом я поймал себя на мысли, что за неделю съемок перестал обращать на это внимание. Даже несмотря на небольшие размеры, камера ложится в руку удобно, а штатные объективы не перевешивают легкую тушку вперед. Кстати, к слову о размерах. У меня была возможность сравнить Z7 с одноклассниками. Оказалось, что размеры и вес корпуса новой камеры Nikon сравнимы с размерами кропнутой беззеркалки.
Кнопки спуска, экспокоррекции и записи видео остались на прежнем месте. Для тех, кто успел поработать с Nikon D850 привычным станет и расположение кнопки ISO, которая находится здесь же, под указательным пальцем правой руки. Передний диск управления тоже остался прежним. А вот задний, который ложится под большой палец правой руки, пришел на Z7 от младших камер — плоский, с мелкой насечкой. Аналогичный диск управления стоит на Nikon D5500, и, по опыту работы с этой камерой, я могу сказать, что летом крутить этот диск будет легко, а вот в перчатках эффективно вращать колесо с мелкой насечкой будет сложновато.
Сверху на камере слева от “пентапризмы” находится диск выбора режимов — полностью автоматический, четыре ручных и три пользовательских, которые вы можете настроить по своему усмотрению.
Справа от пентапризмы расположился небольшой квадратный OLED-экранчик, на который выводится основная съемочная информация — экспопара, экспокоррекция, ISO, количество оставшихся кадров, заряд батареи. Привыкли, что на подобный экранчик на зеркалках выводится количество кадров даже если камера выключена? Отвыкайте. Также этот экран отключается, когда вы работаете с меню камеры. Благодаря применению технологии OLED экран получился очень ярким, и, в отличие от LCD дополнительная подсветка ему не нужна. Не зря с рычага включения пропал переключатель подсветки — этой камере она просто не нужна.
Кнопки просмотра и удаления фотографий, а также AF-ON остались на своих местах — слева и справа от видоискателя соответственно.
Рядом с видоискателем находится рычажок переключения режима с фото на видео, а также кнопка, управляющая выводом информации на дисплей. Нажатием этой кнопки можно отобразить на дисплее съемочную информацию, гистограмму и виртуальный уровень.
Последний — штука очень полезная, но то, как она реализована в Z7 мне не очень понравилось. Уровень наклона камеры в горизонтальной и вертикальной плоскостях занимает центральную часть кадра, чем отвлекает от картинки. Уверен, было бы удобнее отобразить уровень двумя маркерами, расположенными по краям кадра, как это сделано на той же Nikon D850.
Кроме мультиселектора с привычной кнопкой OK по центру, на Z7 есть и небольшой джойстик, который особенно удобно использовать для выбора точки фокусировки. Наконец-то ушел в прошлое переключатель Lock, который всегда находился рядом с мультиселектором, занимал кучу места и был не просто бесполезен, а еще и вреден.
Кнопка «i» здесь же рядом, и эту кнопку вам придется полюбить. Философия работы с Z7 такова, что самым быстрым способом настроить очень много функций камеры — от качества картинки и баланса белого до режимов PictureControl — стало именно меню кнопки «i».
В нижнем блоке собраны кнопки меню, увеличения, уменьшения и режима съемки — переключатель между отложенным спуском, скоростной и высокоскоростной съемкой. И эти режимы, а, точнее, логика их переключения, меня расстроили. Если вы выставите режим скоростной съемки, то он останется включенным, пока вы от него не откажетесь. А вот режим отложенного спуска исчезнет, как только камера уйдет в спящий режим. Аналогичную ситуацию я видел на любительской камере Nikon D5500. Не самое лучшее сравнение для беззеркального флагмана.
Когда первый раз берешь в руки Z7 кажется, что кнопок очень мало. Смущает отсутствие кнопки для брекетинга, баланса белого, бесследно пропал рычажок выбора режима автофокуса. Частично компенсировать недостаток элементов управления могут быстрые меню — например, меню кнопки «i». Обычно я снимаю с автоматическим балансом белого, и меняю его крайне редко. А, значит, отдельная кнопка для него мне не очень нужна. Аналогично и с качеством изображения — я один раз выставил RAW и потом не возвращался к выбору качества картинки.
Но самые важные функции, для которых нет отдельной кнопки, можно повесить на программируемые кнопки Fn1 и Fn2. Кнопки находятся между объективом и хватом камеры, и сильно различаются тактильно, так что вы точно не перепутаете первую и вторую программируемые кнопки. Во время работы с камерой я установил на одну из этих кнопок функцию выбора режима автофокуса, а на вторую управление брекетингом (по умолчанию кнопка Fn2 управляет автофокусом).
Видоискатель и экран
Видоискатель — яркий и контрастный. Разрешение 3.68 миллионов пикселей высокое, но не достаточно, чтобы забыть, что ты смотришь на цифровую картинку. Сюда же, в видоискатель, выводится вся съемочная информация, “живая” гистограмма, виртуальный горизонт, пересветы и куча всего полезного. Чего стоит вывод пиков — точек, которые будут в фокусе.
На боковой стороне “пентапризмы” находится кнопка переключения между видоискателем и экраном. Есть режим автоматического переключения, приоритета видоискателя, а также режимы, когда изображение выдается исключительно на экран или видоискатель. Выдача картинки исключительно на видоискатель позволяет сэкономить заряд батареи, что для беззеркалок особенно критично.
Электронный видоискатель идеален, если вы не привыкли строить кадр по экрану или снимаете в солнечный день, и блики мешают работать с основным экраном. А еще на ярком свете в видоискателе гораздо удобнее просматривать отснятые фотографии. Удобная штука, чего уж там.
Но не такая удобная, как основной сенсорный экран Nikon Z7. Поворотный сенсорный экран — важнейшая часть любой беззеркальной камеры. И Z7 — не исключение. Яркий, контрастный, с отличным разрешением, экран новой беззеркалки — не просто дубль видоискателя. Это ключевой элемент управления. Все основные параметры можно установить в пару касаний. Естественно, и электронный видоискатель, и дисплей отображают реальную картинку, которую вы получите после нажатия кнопки спуска — вы сразу видите и экспозицию, и глубину фокуса (пока кнопка репитера диафрагмы), и баланс белого.
И, конечно же, именно благодаря отказу от зеркала в пользу дисплея мы можем попрощаться с бэк- и фронт-фокусом, и забыть о юстировке объектива под конкретную камеру.
Дисплей настолько сильно интегрирован во все стороны работы с новой камерой, что я еще не раз буду вспоминать, что и как можно делать с этим дисплеем в других частях обзора.
Nikon Z7 + Nikkor Z 24-70 f/4 S,24 mm, f/5.0, 1/400, ISO 200
Этих людей на Сиабском базаре в Самарканде я снимал практически вплотную. Но я не подносил камеру к лицу, чтобы строить кадр по видоискателю — это точно нарушило бы естественное поведение этих людей. Вместо этого я снимал с уровня пояса, оценивая кадр по экрану и фокусируясь по касанию к изображению
На левой стороне камеры, как обычно, находятся все разъемы. Приятно видеть, что SS-USB уступил место новому высокоскоростному USB-C, HDMI типа C для внешних рекордеров, а также разъем для внешнего микрофона и наушников. Разъем для пульта тоже есть, но не для «взрослого» MC-36a, а для «дублера» — пульта MC-DC2, который попроще. Ожидаемый выбор, если учесть, что десятиточечному разъему уже немало лет и он занимает слишком много места, особенно когда идет битва за граммы и миллиметры.
Если желания покупать пульт у вас нет, то пультом может стать ваш телефон. Z7 оборудована Wi-Fi и Bluetooth, и ее можно связать с телефоном, на котором установлена программа SnapBridge. Программа позволяет скачивать файлы в размере 2 МП или с полным разрешением, а так же использовать телефон как пульт – дистанционно менять настройки и вести съемку.
Nikon Z7 Nikkor Z 24-70 f/4 S,35 mm, f/13, 1/160, ISO 100
Эту фотографию я снял, контролируя камеру через программу SnapBridge на телефоне. Камера стояла на крепостной стене древнего города Джампык-Кала метрах в 15-20 от меня.
По экрану телефона я посмотрел, насколько удачно я стою в кадре, и сделал фотографию, нажав на спуск в программе
Новый байонет и объективы
Байонет Nikon F появился в 1959 году и с небольшими изменениями дошел до наших дней. Легендарному старцу пришла пора подвинуться. Специально для беззеркалок Nikon Z компания разработала новый байонет Z-mount — самый большой на рынке. Байонет действительно огромный, а расстояние от плоскости установки объектива до матрицы составляет микроскопические 16 мм. Компания утверждает, что благодаря этому можно будет делать объективы с высочайшим оптическим качеством, резкостью по всему полю кадра и минимальными дисторсиями.
Объективом, который должен показать всю мощь нового байонета, должен стать фикс Nikkor S Noct 58 f/0.95. На момент теста этот объектив был недоступен, и я тестировал камеру со штатным объективом 24-70 f/4, а также фиксом 35 f/1.8. Первый — сплав компактности, скорости автофокуса и качества картинки. Отличный штатный полнокадровый, и, при этом, маленький объектив, четкий даже на самой открытой диафрагме. Для меня он стал отличным инструментом для уличной съемки. А если учесть, что минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30 см, то снимать на эту малышку можно даже очень крупные и близкие планы. В сумерках ему слегка не хватает светосилы, но будь он f/2.8, о компактности можно было бы сразу забыть.
А вот фикс 35 f/1.8 стал настоящим открытием. Это не объектив, а огонь! На 1.8 он дает отличную четкость и очень мягкое боке. Объектив настолько четкий, что даже страшно — сфотографируешь так какого-нибудь старичка, а у него вся борода настолько настоящая, что о каждую волосинку можно порезаться. Шикарный объектив, настоятельно рекомендую.
Nikon Z7 + Nikkor Z 35 f/1.8 f/1.8, 1/60, ISO 2000
Очень порадовало, что все объективы очень тихие благодаря новому шаговому двигателю. Часто я даже волновался, а сфокусировалась ли камера на новой точке, и только зеленая индикация точки фокусировки позволяла успокоиться — да, фокус есть. Быстрая, точная и бесшумная автофокусировка особенно важна при съемке видео, ведь теперь можно доверить настройку на резкость автофокусу и не волноваться, что на видео будет слышен шум мотора.
Пока для тестов и покупки доступно мало объективов с новым байонетом. Но парк оптики под байонет Nikon F рано списывать. Специально для старых объективов Nikon сделали переходник Nikon FTZ, который позволяет поставить любой AF-S объектив на новую камеру. На объективах с собственным мотором сохраняется быстрый и точный автофокус, а также экспозамер. На объективах без мотора остается только ручная фокусировка, которую существенно упрощает система помощи в фокусировке, которая красными точками отображает на экране места, на которых вы сфокусировались. Для всех старых объективов есть большой бонус — благодаря встроенной матричной стабилизации любой установленный на Nikon Z7 объектив становится стабилизированным.
Объектив Nikkor 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II, установленный на Nikon Z7 через переходник FTZ
Во время теста я использовал два объектива — AF-S Nikkor 14-24 f/2.8 и AF-S Nikkor 70-200 f/2.8 VR, и каждый из них отлично работал с камерой через переходник. Оба этих объектива я могу рекомендовать для этой камеры как базовый светосильный широкоугольник и телеобъектив на переходный период, пока Nikon не выпустят оптику под новый байонет. Я не заметил проблем с фокусировкой или экспозамером. Точно также без проблем работали и объективы сторонних брендов.
И раз уж мы заговорили об автофокусе, то в Nikon Z7 реализована уже знакомая нам по Nikon D850 съемка со сдвигом фокуса. Пейзажистам фотографам, работающим с предметкой, эта техника больше известна как фокус-стекинг. При этой технике мы снимаем серию фотографий, между которыми незначительно сдвигаем фокус, чтобы зоны резкости перекрывались. Потом из серии этих фотографий собирается одна фотография с резкостью по всему полю кадра.
В беззеркальной камере стекинг снимается в полуавтоматическом режиме — мы можем задать количество кадров и размер шага в абстрактных единицах от одного до десяти. После запуска съемки камера начнет снимать серию кадров, каждый раз сдвигая фокус на установленную величину. Соотношение между величиной сдвига и абстрактными единицами шага вам придется выявить самостоятельно, исходя из опыта. Готовый пакет фотографий камера сохранит (по желанию пользователя — в отдельную папку). Склеить из набора файлов итоговую фотографию придется самостоятельно. Чтобы узнать, как именно, можно прочитать мастер-класс по склейке стекинга из обзора на Nikon D850 — прочитать мастер-класс
Nikon Z7. Съемка со сдвигом фокуса
DSC_1944
DSC_1945
DSC_1946
DSC_1947
DSC_1948
DSC_1949
DSC_1950
DSC_1944_result
DSC_1951
DSC_1952
Серия кадров снята на Nikkor 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II, установленный на Nikon Z7 через переходник FTZ
f/10, 1/400, ISO 200
Матрица и процессор
Nikon Z7 получила полнокадровую матрицу разрешением 45,7 мегапикселей с обратной подсветкой. Со всей этой мощью работает новейший процессор EXPEED 6. Именно он отвечает в том числе за то, что камера включается и выдает сигнал на видоискатель или экран за полторы секунды (да, я засекал). Слишком долго, если сравнивать с зеркалками, но для беззеркальных камер это достижение. Вообще, работая с беззеркальными камерами, гораздо четче осознаешь важность мощного процессора. Все прелести быстрого и точного автофокуса — тоже на его совести. Равно как и возможность записывать 4K-видеоролики.
Новый процессор в паре с матрицей помогает добиваться очень невысокого уровня шумов даже на высоких числах ISO. Так я получал очень приемлемый уровень шума на ISO до 1250, а до ISO 6400 шумы были в очень допустимом диапазоне. Конечно, параметры, отмеченные как Hi, все еще сложно назвать рабочими, но это уже не месиво из шумов, и эти величины, в принципе, можно использовать в самом крайнем случае. Если говорить о практике, то у меня есть репортажные кадры, снятые на ISO 8000, и я не считаю их браком.
Nikon Z7. Вечерняя съемка
ISO 64
ISO 80
ISO 100
ISO 125
ISO 200
ISO 160
ISO 250
ISO 320
ISO 400
ISO 500
ISO 640
ISO 800
ISO 1000
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2000
ISO 2500
ISO 3200
ISO 4000
ISO 5000
ISO 6400
ISO 8000
ISO 10000
ISO 12800
ISO 16000
ISO 20000
ISO 25600
ISO 32254
Nikon Z7. Дневная съемка
ISO 64
ISO 80
ISO 100
ISO 125
ISO 160
ISO 200
ISO 250
ISO 320
ISO 400
ISO 500
ISO 640
ISO 800
ISO 1000
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2000
ISO 2500
ISO 3200
ISO 4000
ISO 5000
Nikon Z7. ISO — четкость изображения
ISO 64
ISO 80
ISO 100
ISO 125
ISO 160
ISO 200
ISO 250
ISO 320
ISO 640
ISO 800
ISO 1000
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2000
ISO 2500
ISO 3200
ISO 6400
ISO 8000
ISO 10000
ISO 12800
ISO 16000
ISO 20000
ISO 25600
ISO 32254
ISO 40637
ISO 51200
ISO 102000
Nikon Z7 Nikkor Z 24-70 f/4
Nikon Z7 + Nikkor Z 35 f/1.8 S f/4.0, 1/80, ISO 8000
Единственный свет в этой сцене — от огня в печи. На фотографии очень приемлемый уровень шума для таких высоких ISO
Для сложных сцен, где может резко меняться освещенность, есть гибко-настраиваемая функция Auto ISO.
Новый процессор также отвечает за контроль искажений и виньетирования. Может показаться, что фотографии, снятые на Nikon Z7, страдают от меньшей дисторсии, хроматических аберраций и виньетирования, но это небольшая безвредная хитрость. Камера записывает в фотографию профиль объектива, который автоматически применяется во время проявки RAW-файла.
Сырые файлы с Nikon Z7 мне понравились. Каждый RAW-файл весит в пределах 58 Мб с разрешением 8256 x 5504 (45,4 млн). Но если такого разрешения для вас много, то вы можете записывать средние (6192 x 4128) или маленькие (4128 x 2752) RAW-файлы. В любом случае они будут тягучими, с большим запасом информации в светах и тенях. Но очень важно перед началом обработки обновить ваш RAW-конвертер, каким бы он не был. Мой основной конвертер Adobe Camera RAW без обновления открывал RAW-файлы с Z7 с блеклыми цветами и очень высоким уровнем шума даже на фотографиях, снятых с ISO 64.
Процессор EXPEED 6 также отвечает за применение технологии Active D-Lighting, которая должна затемнять излишне светлые части изображения и осветлять темные. В фотографии от нее традиционно не очень много толка — гораздо проще снять несколько кадров и сшить из них изображение с расширенным динамическим диапазоном. Но вот при съемке видео использовать D-lighting для получения картинки с расширенным динамическим диапазоном может быть оправдано.
Nikon Z7. Активный D-Lighting
0 — Выключено
1 — Умеренный
2 — Нормальный
3 — Усиленный
5 — Авто
4 — Сверхусиленный
Nikon Z7 Nikkor Z 24-70 f/4
Расширились возможности системы PictureControl. Теперь помимо стандартных пресетов “стандартный”, “нейтральный”, “насыщенный” “монохромный”, “портрет”, “пейзаж” и “равномерный” есть и творческие, например “сон”, “воскресенье”, “мрачность”, “драматизм”, “игрушка” и еще много других. Всего доступно около 20 творческих пресетов, но если вам этого будет недостаточно, то вы можете настроить и сохранить свои.
Nikon Z7. Picture Control
1 — Авто
2 — Стандартный
3 — Нейтральный
4 — Насыщенный
5 — Монохромный
6 — Портрет
7 — Пейзаж
8 — Равномерный
9 — Сон
10 — Утро
12 — Воскресенье
11 — Поп
13 — Мрачность
14 — Драматизм
15 — Тишина
16 — Выбеливание
17 — Меланхолия
18 — Чистота
19 — Деним
20 — Игрушка
21 — Сепия
22 — Синий
23 — Красный
24 — Розовый
25 — Уголь
26 — Графит
27 — Два тона
28 — Сажа
Nikon Z7 Nikkor Z 24-70 f/4
Также камера получила систему пятиосевой стабилизации матрицы. По заявлениям Nikon стабилизатор позволяет компенсировать 5,5 стопов экспозиции. Проверить это очень сложно, ведь появление шевеленки на фотографии зависит от слишком многих факторов, в том числе чисто индивидуальных. Но могу сказать, что встроенная система стабилизации позволяла мне сделать четкие кадры на 70мм при выдержке ¼ секунды, что очень круто.
Автофокусировка и скоростная съемка
О прекрасном автофокусе Nikon Z7 можно складывать поэму. Но если коротко: она крутая, очень крутая! При одноточечном наведении работают 493 фазовые точки, разбросанные почти по всему кадру (90 процентов). В других режимах подключаются контрастные точки. Поэтому в большинстве съемочных ситуаций срабатывает гибридный автофокус, и камера наводится четко и уверенно, световой диапазон попаданий — широченный.
Камера Z7 очень хорошо фокусировалась даже при очень сложной съемке — например, в темноте, где лицо человека подсвечивалось только отблесками пламени.
Nikon Z7 + Nikkor Z 35 f/1.8 S f/4.0, 1/100, ISO 8000
Лицо женщины подсвечено только светом пламени горящей печи. И этого оказалось достаточно, чтобы автофокус поймал и удерживал фокус на ее лице
Отдельного внимания заслуживает следящий автофокус, который действительно следит. Однократный режим фокусировки позволяет фокусироваться по полю, точечной зоне (pin), узкой, средней и широкой.
Но самое интересное камера творит в следящем режиме. В нем доступны все те же режимы автофокуса, что и в однократном. Но есть одна хитрость. Выбрать точку фокусировки можно не только мультиселектором или джойстиком, но и касанием к экрану. И если прикоснуться к нему в режиме автоматического выбора точки фокуса, то камера зацепится за выбранный объект, и будет следить за ним, перемещая точку фокусировки по кадру. Аналог 3D-фокусировки на зеркалках, и работает этот аналог просто замечательно.
Nikon Z7 Nikkor Z 24-70 f/4 S f/4, 1/160, 2000
Я задал камере отслеживать лицо гончара, и когда он нагнулся поставить вазу, камера отследила это движение
Такому автофокусу сопутствует хорошая серийная съемка. И она тут есть. В режиме продленной высокоскоростной съемки камера может снимать до 9 кадров в секунду с сохранением автофокуса, но с отключением замера экспозиции. Все фотографии скидываются в буфер, который у Nikon Z7 довольно небольшой — всего 12 кадров, если снимать 14-битные RAW. Но это компенсируется тем, что из буфера они отправляются прямиком на карту памяти XQD. В любом случае снимать на Nikon Z7 можно сериями по 3 секунды, после чего камера значительно теряет в скорострельности. Полная очистка буфера происходит примерно за 4 секунды, но в это время камера все еще может снимать, но с меньшей скоростью.
Nikon Z7. Серийная съемка — CL
DSC_3656
DSC_3655
DSC_3654
DSC_3657
DSC_3658
DSC_3659
DSC_3660
DSC_3661
DSC_3662
DSC_3663
DSC_3664
DSC_3665
Nikon Z7. Серийная съемка — CH
DSC_4493
DSC_4494
DSC_4495
DSC_4496
DSC_4497
DSC_4498
DSC_4499
DSC_4500
DSC_4501
DSC_4502
DSC_4503
DSC_4504
DSC_4505
DSC_4506
DSC_4507
DSC_4508
DSC_4509
DSC_4510
DSC_4511
DSC_4512
DSC_4513
DSC_4514
DSC_4515
Правда, здесь же зарыт повод для огорчения — в Z7 один единственный слот для карты памяти, и эта карта XQD, которая дорого стоит. Радует только то, что в последнее время цены на эти карты снижаются и, вполне возможно, в обозримом будущем доползут до вменяемых.
Съемка видео
Помните, что я вам только что наговорил про автофокус в фотографии? Так вот, все это актуально и для съемки видео. То есть вообще все. Очень часто я выставлял следящий автофокус, тыкал на экране на лицо героя, прижимал кнопку спуска, чтобы начал работать автофокус, и получал идеальную фокусировку во время съемки видео. А бесшумная работа автофокуса в новых объективах избавляла от стрекота мотора во время съемки.
Но камера радует не одним автофокусом. Тут у нас и съемка видео в 4K (правда, пока только 30 кадров/сек), и съемка Full HD со скоростью до 120 кадров/сек (да-да, настоящая замедленная съемка, выглядит очень круто). Присутствует цейтраферная съемка (она же time-lapse) с тонкой настройкой, причем снимать можно не только отдельные кадры, но и видео сразу в 4K. Отдельное спасибо хочется сказать тем, кто перенес настройки размера кадра прямо в меню выбора параметров будущего ролика. Раньше для этого приходилось выставлять глобальные настройки видео. Теперь жизнь стала чуть проще.
А если вы решили снимать Time-lapse отдельными кадрами, то можно за вас порадоваться — разрешение матрицы Z7 позволит вам сделать 8K-видео. Которое особенно никому не нужно в полном разрешении, зато по нему можно круто зуммироваться или слайдериться при постобработке.
Очень круто помогает встроенная матричная стабилизация, которая делает стабилизированным вообще любой объектив, включая старые мануальные. Но если ее не хватает, то можно включить цифровую. Она, правда, от случая к случаю может работать немного странно — заставляет края кадра неприятно плыть.
Для фанатов цветкора есть не только PictureControl, но и съемка в 10-битный N-log, что позволяет сохранить максимум информации для последующего постродакшина.
Естественно, присутствуют гнезда для внешнего микрофона и наушников.
Приятно видеть, как Nikon превращается в полноценную камеру для съемки несложных видео. С таким набором функций Z7 будет вполне достаточно для создания travel-блогов или небольших обучающих видео.
Смотреть все тестовые ролики
Столкновение миров. Сравнение с зеркалками.
Новая беззеркалка Nikon оказалась очень неплохой. Но вопрос, который я задавал сам, пока работал с этой камерой во время тура в Узбекистане — в чем глобальное отличие двух систем? Готов ли я отказаться от зеркала? Давайте пробежимся по основным отличиям, на которые сильнее всего упирает современный рынок.
В сумме компактный размер камеры, оптики и поворотный видоискатель превращают Nikon Z7 в очень хороший инструмент для уличной фотографии. Мне было гораздо комфортнее оставаться незаметным во время съемок на улицах и базарах Узбекистана. Люди гораздо острее реагируют на огромную камеру, которую вы держите на уровне лица. Маленькая камера, которую вы держите где-то на уровне груди и строите кадр по откинутому экрану, привлекает гораздо меньше внимания и позволяет вам снимать людей чуть ли не вплотную, не нарушая их естественного поведения. Так что тут беззеркалке безусловный зачет. Но есть и подводные камни.
Nikon Z7 с объективом Nikkor-Z 35 f/1.8 весит около 1100 грамм. Nikon D850 с AF-S Nikkor 35 f/1.8 вести около 1300 грамм. Разница в весе всего 200 грамм. Да, она есть, но не настолько существенная, насколько принято говорить.
Главный способ снижения веса — отказ от оптического видоискателя, от которого разработчики камер с таким упорством стремятся избавиться. Тут, кстати, тоже не все просто. Зеркало хотя бы как-то защищает матрицу от пыли. Попробуйте сменить объектив на беззеркалке в пылевую бурю, и поймете, о чем это я. И все же, каким только словами не ругали зеркало: паразитное звено, преграда на пути эволюции. Но сейчас я нащупал один очень важный момент, о котором мало кто говорит.
Мне очень важна живая картинка оптического видоискателя. Пока ты снимаешь по свету, где сцена помещается в динамический диапазон, все хорошо. Но я очень много снимаю против света с помощью брекетинга — с прицелом на пост-обработку. И мне очень важно видеть все детали будущей фотографии в глазок видоискателя. Глубокие тени, яркие света — все их оптический видоискатель передает без искажений. И в той ситуации, когда мне надо построить кадр, например, с большим количеством деталей на небе и кучей нюансов на земле, оптический видоискатель покажет их мне «как есть».
Цифровой видоискатель хвалят за то, что он показывает картинку такой, какой она будет на снимке. То есть с узким динамическим диапазоном. Это значит, что цифровой видоискатель превратит темные участки в сплошное темное пятно, а яркое небо в сплошную белую заливку. Разглядеть облака на такой будет просто невозможно. Придется вначале вводить положительную экспокоррекцию, чтобы рассмотреть тени. Потом отрицательную, чтобы убедиться, что все облака на месте. И хорошо, если чутье помогло пройти между двух огней и выстроить кадр правильно. А если нет? Приходится поправлять, и снова вглядываться в тени и света. Строить кадр в таких условиях становится в разы сложнее. И дольше. А на закате, когда свет уходит, дорога каждая минута.
Nikon Z7, Nikkor 24-70 f/4, f/13, 1/25, ISO 64
В этой съемочной ситуации мне не хватило динамического диапазона цифрового видоискателя и экрана. Небо выглядело выбелено, а текстура на камнях сливалась в единый темный тон
Впрочем, даже при съемке против солнца есть один существенный плюс — через электронный видоискатель смотреть на солнце безопасно, в отличие от оптического.
Если мы разбираем вес камеры, то говорить только о весе “тушки” и объектива не совсем справедливо. Надо рассматривать полный комплект, в который входят и аккумуляторы. Nikon Z7 работает от привычного EN-EL15, того же самого аккумулятора, который питал камеры восьмисотой серии. Но для беззеркалки рекомендуется использовать более современную его редакцию — EN-EL15b. У меня в распоряжении был только вариант с маркировкой “a” или вообще без маркировки. От одного заряда такого аккумулятора я смог сделать 750-800 кадров, что не так много, если сравнивать с зеркалками, но нормально для беззеркалок. Вывод простой — беззеркальщикам приходится брать с собой больше аккумуляторов, а значит выигрыш в весе сокращается еще сильнее. В качестве утешительного бонуса — новые аккумуляторы с маркировкий “b” можно будет заряжать по USB-С прямо в камере от пауэрбанка. Со старыми аккумуляторами такой номер не пройдет.
Но что бы ни говорили о весе техники фанаты беззеркалок, их основная сила в другом. Короткий рабочий отрезок — круто. Стабилизированная матрица — еще круче. Но самое важное — беззеркалки гораздо больше зависят от софта и прошивки, чем зеркальные камеры. Попробуйте вспомнить, как часто выходят прошивки для зеркалок? А когда последний раз вы перепрошивали свою зеркальную камеру? Я вот года три назад. С беззеркалками так не получится. Здесь софт существенно влияет на скорость автофокуса, качество работы стабилизатора, добавляет новые режимы фокусировки и интеллектуальные режимы съемки. Распознавание лиц и глаз, режим живого композита, автоматическая склейка стекинга (фотографы, которые занимаются ювелиркой, скажут большое спасибо). Режимы эти, кстати, давно есть у конкурентов, и Nikon стоит серьезно поторопиться с выпуском новых прошивок. К счастью, разработать новую прошивку и поставить ее на уже готовую очень неплохую камеру гораздо проще, чем разработать новую систему с нуля.
Выводы
У Nikon получилась очень хорошая камера. Качественная, очень удобная, со своими нюансами. Но пока это просто камера Nikon без зеркала. Выживание системы Z сейчас очень сильно зависит от нескольких факторов. Во-первых, насколько оперативно компания Nikon будет выпускать новые прошивки и наполнять новую платформу крутыми функциями и интеллектуальными режимами. Во-вторых, насколько быстро Nikon смогут выпустить на рынок новые Z-mount, и оправдает ли новый большой байонет возложенные на него высокие надежды.
Пока дорожная карта выпуска новых объективов выглядит неплохо, но выпуск нового 14-24 f/2.8 в 2020 году — это очень не скоро. Впрочем, основные рабочие объективы вроде 24-70 f/2.8 и 70-200 f/2.8 обещают вывести на рынок уже в 2019 году, а пейзажистов временно успокоят компромиссным 14-30 f/4.
Новые камеры заложили мощный фундамент беззеркальной линейки Nikon. Большая матрица, высокая скорострельность, быстрый процессор, емкий аккумулятор. Сейчас уже хорошо. В перспективе — просто отлично.
Вся галерея фотографий Nikon Z7
Nikon Z7. Особенности камеры
Первая полнокадровая беззеркальная камера Nikon.
Компания уже пыталась выйти на рынок беззеркалок с неплохой системой Nikon 1, которая даже пользовалась спросом у людей. Но недостаточно, чтобы направление получило развитие. Новые камеры Z7 и Z6 имеют огромный потенциал стать серьезными игроками на рынке полнокадровых беззеркалок.
Стабилизированная матрица высокого разрешения.
В Nikon Z7 использована новая 45.7-мегапиксельная матрица с обратной засветкой пикселей. Благодаря этому вы получаете фотографии с очень низким уровнем шума. Камера выдает очень достойную картинку до ISO 1250, а до ISO 6400 уровень шума можно считать приемлемым. Это делает Nikon Z7 достойной камерой не только для репортажной съемки в условиях плохого освещения, но и для съемки ночного пейзажа, где низкие шумы на высоких ISO являются очень важным фактором.
Кроме того матрица Nikon Z7 стабилизированная, что автоматически превращает любой объектив в объектив со стабилизацией. Мне удавалось снимать четкие кадры на 70-мм объектив на выдержках до ¼.
RAW-файлы Nikon Z7 отлично “тянутся” в графических редакторах.
Быстрый и точный автофокус.
Камера обладает новой системой автофокусировки. 493 фазовых датчика автофокуса покрывают практически всю площадь кадра. Автофокус работает довольно точно даже при недостатке света. Следящий автофокус может удерживать в фокусе выбранный объект, отслеживая его перемещение по кадру.
Автофокус в режиме фото- и видеосъемки работает одинаково качественно
Съемка со скоротью до 9 кадров/сек.
Камера позволяет снимать со скоростью до 9 кадров/сек в режиме продленной серийной съемки с сохранением автофокусировки съемки, и 5,5 кадров/сек в режиме скоростной съемки. Фотографии из сравнительно небольшого буфера очень быстро записываются на карту памяти XQD, что позволяет снимать сериями до 50 кадров.
Режим съемки со сдвигом фокуса.
Nikon Z7 позволяет автоматически снимать кадры-заготовки для будущей склейки по технологии стекинга. Эта технология позволяет получить фотографию с глубиной резкости от переднего плана, как бы близко он ни находился, до бесконечности. Саму склейку нужно сделать вручную.
Автономность, аккумулятор
Хорошее время работы от одного аккумулятора. В новую камеру можно вставить и старый аккумулятор EN-EL15, и тогда время работы камеры от одной зарядки со включенным стабилизатором и дисплеем составит около 750-800 кадров, что по меркам беззеркалок нормально. Но если поставить в Z7 новую батарею EN-EL15b, то на одном заряде можно будет отснять до 1900 кадров, что очень круто. Кроме того, новый аккумулятор можно заряжать прямо в камере от розетки или пауэрбанка через разъем USB-C.
Новый байонет и линейка объективов.
Для своих беззеркальных камер Nikon создала новый рекордно большой байонет Z-mount, а матрица камер расположена максимально близко к плоскости установки объектива. Все это позволяет повысить качество картинки и создавать объективы с очень высокой светосилой — плоть до f/0.95.
Новые объективы серии S отличаются высочайшим оптическим качеством по всему диапазону фокусных расстояний, дают отличную картинку даже на максимально открытой диафрагме и фокусируются практически беззвучно.
Обширные возможности для видеосъемки.
Nikon Z7 позволяет не только снимать 4К-видео и таймлапсы с коррекцией экспозиции, но также и 8K-таймлапсы в режиме интервальной съемки и даже замедленное видео со скоростью до 120 кадров/сек. Встроенная матричная и цифровая стабилизация помогает получать гладкое движение камеры и подавлять вибрации при съемке.