Покупка поставщика компьютерных игр «Call of Duty», «World of Warcraft» и «Candy Crush» за рекордную сумму сделает Microsoft крупнейшим в мире производителем программного обеспечения на игровом фронте – а возможно, и в метавселенной.
Компания Microsoft намерена приобрести разработчика игрового программного обеспечения Activision Blizzard. Общая сумма сделки, масштаб которой затмевает все ранее ей совершенные, составит 68,7 млрд долл.
Если сделка состоится, она значительно укрепит и без того прочные позиции Microsoft в области видеоигр. К числу ее активов относятся, в частности, "Minecraft" и "Doom". Со своей стороны, Activision может похвастаться популярными играми "Call of Duty", "World of Warcraft" и "Candy Crush". Все они уже доступны владельцам игровых консолей Microsoft Xbox.
Приобретение позволит Microsoft прочно закрепиться в развивающейся отрасли метавселенных, которая стирает границы между традиционным онлайн-миром и миром виртуальным посредством гарнитур дополненной реальности.
«В конце концов, грань между метавселенными предприятия и потребителя всегда была размытой, и здесь невозможно сосредоточиться только чем-то одном, – указал вице-президент Gartner Research Томас Биттман. – Microsoft сейчас добилась больших успехов и в той, и в другой области».
Эта сделка станет самой крупной для Microsoft. Кроме того, речь идет о крупнейшем приобретении поставщика компьютерных игр за всю историю существования отрасли. Ранее самой крупной считалась покупка Zynga за 12,7 млрд долл. компанией Take-Two Interactive, совершенная в начале нынешнего января. Для Microsoft крупнейшей сделкой оставалось приобретение в 2016 году компании LinkedIn за 26 млрд долл.
Покупка Activision сделает Microsoft третьим по выручке производителем компьютерных игр в мире после китайской Tencent Holdings и японской Sony Group.
Директор по исследованиям IDC Льюис Уорд, зона интересов которого охватывает глобальные рынки видеоигр, а также сферу дополненной и виртуальной реальности, отметил, что сделка вызывает опасения вследствие слишком большой консолидации и концентрации рынка компьютерных игр.
В последние несколько лет, после приобретения в сентябре 2020 года Zenimax Media (Bethesda Software) и запуска проектов Xbox Game Pass и Xbox Cloud Gaming игровая стратегия Microsoft заметно расширилась. «Хотя и в корпоративной сфере, и в играх Microsoft в большей степени сосредоточена на создании платформы, в игровой области компания все сильнее переключается на доставку контента», — подчеркнул Биттман.
По словам генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы, руководство бизнесом Activision Blizzard будет возложено на генерального директора направления Microsoft Gaming Фила Спенсера.
«Мы убеждены в том, что перед нами открывается невероятная возможность приносить радость всем любителям игр на планете, – говорится в заявлении Наделлы. – Наша компания намерена инвестировать и внедрять инновации, формируя лучший контент, сообщество и облако для геймеров. Нам хочется упростить людям возможность подключения и запуска отличных игр, в любое время, где бы они ни находились».
На потребительском рынке и в игровой метавселенной на сегодняшний день главным конкурентом Microsoft является Meta Platforms (ранее Facebook).
Недавно проект смешанной реальности Microsoft Hololens покинули около 100 сотрудников. По имеющимся сообщениям, многие из них присоединились к Meta. По словам Биттмана, это вызывает беспокойство, поскольку свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые сотрудники Microsoft утратили веру в стратегию виртуальной реальности. И здесь что-то нужно менять.
«Между тем, я вообще не воспринимаю это как 'игру' в метавселенной, – признался Уорд. – И не считаю Activision-Blizzard лидером в развивающемся пространстве. Сама сделка в большей степени отвечает интересам Activision-Blizzard, которая ощущает себя ослабленной. Генеральный директор Activision Бобби Котик просто пытается найти выход для себя и своей компании».
После того, как в июле регулирующие органы Калифорнии подали против компании иск за сексуальные домогательства и неравенство в оплате труда между мужчинами и женщинами, Activision находится под пристальным вниманием сразу нескольких правительственных учреждений. В своем судебном иске управление California Department of Fair Employment and Housing обвиняет Activision в дискриминации сотрудников-женщин. Несмотря на то, что они выполняют практически ту же работу, что и мужчины, их назначают на должности более низкого уровня и продвигают медленнее по сравнению с мужчинами. Кроме того, женщин чаще, чем мужчин, увольняют или заставляют увольняться.
В ноябре более 800 из почти 10 тыс. сотрудников Activision подписали петицию с призывом к отставке Бобби Котика. А публикация Wall Street Journal расследования, в котором утверждалось, что Котик был осведомлен о сексуальных домогательствах и дискриминации, привела к забастовкам.
В заявлении Microsoft говорится, что после завершения сделки Котик сохранит свою нынешнюю позицию. Но Wall Street Journal, ссылаясь на собственные источники, утверждает, что его ждет понижение.
По мнению Биттмана, Microsoft позволит Activision сохранить «позитивные стороны» своей культуры, а поддержка мощного игрока на рынке поможет ускорить выпуск новых игр. Вместе с тем, Microsoft не потерпит сексуальных домогательств, что положительно отразится на моральном состоянии и условиях труда сотрудников Activision.
«Очевидно, что с прошлого лета Activision-Blizzard переживает тяжелые времена, и причины такого положения дел вполне понятны, – подчеркнул Уорд. – Поэтому с точки зрения Microsoft, сейчас самое подходящее время сделать предложение о покупке. В свое время Activision-Blizzard выросла в одного из ведущих разработчиков и поставщиков кросс-платформенных инди-игр. Если сделка будет утверждена регулирующими органами, это станет ударом по самой идее инди-студий а возможно, и по идее издания кросс-платформенных игр».